Кроме экономических барьеров монополию обычно защищают барьеры правовые (легальные), причем нередко именно они играют решающую роль.
Самым распространенным источником легальных барьеров являются права собственности. Если в собственности некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли с особыми свойствами и т.п., это автоматически создает предпосылки для монополии. Важно лишь, чтобы производимый с использованием названных природных ресурсов продукт и сам был уникальным и незаменимым.
Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определенного времени. Владелец патента может единолично осуществлять свое монопольное право, а может за вознаграждение в полном или частичном объеме предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию). Скажем, может продать лицензию на производство, и сбыт запатентованной продукции в определенной стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой проданной единицы товара. Напротив, отсутствие патента лишает изобретателя всяких привилегий. Так проявляется правовая природа данного барьера: есть патент - есть право, нет патента - нет и прав. Для нашей страны это обстоятельство имеет огромное значение, поскольку практически все изобретения советской эпохи не защищены международными патентами и вплоть до настоящего времени используются иностранцами бесплатно.
С проявлениями нечестной конкуренции государство борется самым жестким образом. Дело в том, что крупный производитель в борьбе с более мелкими конкурентами обладает массой преимуществ, фактически сводящихся к применению грубой силы. Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг - умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента. Крупная фирма - потенциальный монополист - имеет большие финансовые резервы. Поэтому она способна долго торговать себе в убыток по заниженным ценам, вынуждая к тем же действиям конкурента. Когда последний не выдержит и разорится, монополист вновь поднимет цены и компенсирует свои убытки.
В нашей стране можно привести достаточно примеров предприятий-монополистов. Приведем одни из самых крупных:
. Белтопгаз. В этой структуре работает около 30 тысяч человек. Это госпредприятие является розничным монополистом по продаже газа. Здесь есть газоснабжение, добыча торфа, производство газового оборудования.
. Белгосстрах. Государственный монополист в сфере страховых услуг. В его состав входят 7 филиалов, 118 представительств, 5 центров продаж и 5 тысяч точек продаж страховых услуг.
. Белтелеком. Государственный монополист на рынке целого ряда телекоммуникационных услуг. Владеет сетью магистральных волоконно-оптических линий связи, обеспечивает передачу междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов.
. Белпочта. Государственный монополист в предоставлении многих почтовых услуг в стране. Имеет обширную сеть по всей Беларуси, оказывает широкий спектр услуг, в том числе в области связи.4
Управление стратегическим развитием предприятия в современных экономических условиях (на примере ООО ЕвроДор)
Актуальность
темы исследования. В современных экономических условиях одна из основных
проблем функционирования предприятий связана с увеличением неопределенности в
процессе ведения производственной деятельности, обусловленной повышением темпов
...
Актуальность концепции устойчивого развития для Российской экономики
Актуальность проблемы устойчивого развития экономики заключается в том,
что в условии ограниченности ресурсов невозможно удовлетворить все возрастающие
потребности человечества, что в дальнейшем может привести к неустойчивому состоянию
не только ...