Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Целесообразно сравнивать между собой только показатели второй группы. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, называют релевантными. Только они учитываются при принятии решений.
В процессе управления управляющая система должна оказывать воздействие на объект управления. Фактические денежные потоки, которые отражены в учете предприятия, выступают как результат ранее принятых управленческих решений. Информация об этих потоках является элементом обратной связи между субъектом и объектом управления. Она имеет значительную ценность для обоснования управленческих решений, однако результатом этих решений станет изменение не сегодняшних денежных потоков, а будущих. Для оценки финансово-экономической эффективности принимаемых управленческих решений необходимо производить сопоставления будущих денежных притоков с будущими оттоками денежных средств, обусловленными принятием и реализацией данных решений.
Например, для того, чтобы принять решение о выпуске нового вида продукции, необходимо рассчитать сумму издержек, которые понесет предприятие в связи с производством и реализацией нового изделия, и сравнить эту величину с ожидаемыми доходами от его реализации. На первый взгляд может показаться вполне естественным использовать для этих целей калькуляцию полной себестоимости одного изделия, и, умножив ее сумму на планируемый объем продаж, получить общую величину затрат по новой продукции. Но при таком подходе упускается из виду то, что значительная часть полных издержек связана с денежными потоками, которые имели место в прошлом, еще до принятия данного решения. Реализация решения никак не повлияет на соответствующие денежные потоки в будущем. Если на производство нового изделия планируется направить уже имеющиеся на предприятии запасы материалов, и их количества достаточно для покрытия всей плановой потребности и никаких новых закупок данных материалов не предвидится, то необходимо определить какое отношение имеют расходы по закупке этих материалов к выпуску нового изделия, снизит ли величину этих расходов отказ от его производства, а также какие реальные денежные оттоки понесет предприятие, использовав данные материалы в процессе реализации данного управленческого решения.
Можно утверждать, что материальные затраты по производству новой продукции для предприятия будут равны той сумме, которую оно могло бы выручить, продав запас материалов, так как никакой другой альтернативы их использования у предприятия нет. Более общее определение экономических издержек (альтернативных издержек) обозначает их как выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которая фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. В данном примере выпуск новой продукции будет целесообразным для предприятия в том случае, если цена, которую предложит за нее покупатель, покроет альтернативные издержки как сырья и материалов, также всех других ресурсов, затрачиваемых на производство изделия.
Решение «производить самому или закупать» необходимо для изучения способов лучшего использования имеющихся производственных мощностей. Вариантами решения могут быть:
. Сохранение производственных мощностей свободными;
. Переход на закупку комплектующих и сдача неиспользуемых средств в аренду;
. Закупка комплектующих и перевод свободных мощностей на производство другой продукции.
Производить самому или приобретать со стороны - это задача из области стратегических решений, связанная с долгосрочной оптимизацией производственной программы. Это решение сложное и должно быть тщательно продумано и обосновано. Оно должно оцениваться не только с экономической, но и с технологической, качественной, организационной позиции. Нужно при этом учитывать многие условия: степень использования мощности, качество продукции и услуг, создание или сокращение рабочих мест, колебания объемов спроса и так далее.
Стратегическое развитие ОАО Газпром
Крупнейшая в России, а также одна из крупнейших в мире,
компания по переработке и сбыту углеводородов является компания
"Газпром". Компания является открытым акционерным обществом, это означает,
что уставный капитал разделён на определ ...
Эффективность природоохранных мероприятий ОАО Каравай
природоохранный загрязняющий
вещество
Актуальность
темы исследования. Природные ресурсы и природные условия являются основой
материального производства и жизнедеятельности населения. Состояние окружающей
среды, качественный уровень использо ...