Четвёртое направление: противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.
В конкуренции участвуют товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Естественно, что не выдерживают суровое испытание на прочность, как правило, многие мелкие предприятия. Они не имеют достаточного количества денег, современных средств производства и других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна тенденция к углублению сначала неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупными собственниками.
В современных условиях в развитых странах имеется множество мелких предпринимателей, создающих свои крошечные предприятия (семейные магазины и фермы, бензоколонки и т.п.). Однако подавляющая часть из них не в состоянии продолжительное время нормально существовать и выдержать конкуренцию с более крупными предприятиями. К тому же постоянно растёт тот минимум денежных средств, который позволяет быть конкурентоспособным.
Рыночное соперничество порождает не только неудачников, но и счастливых соперников, преумножающих своё богатство. Они расширяют хозяйство, нанимая на работу тех, кто отчуждён от средств производства.
Пятое направление: конкуренция способствует продвижению рыночного хозяйства к монополии.
Не по чьему-то умыслу, а стихийно и объективно соперничество продавцов и покупателей существенно меняет всю структуру рыночного пространства. Эти структурные перемены обусловлены следующими обстоятельствами:
) конкуренция устраняет с рыночной арены все остальные и неэффективные хозяйства. Эта санация (оздоровление) экономики сопровождается обычно некоторым сокращением численности хозяйственных субъектов, особенно заметным в ряде отраслей.
) рыночное соперничество, как известно, укрепляет позиции крупного производства. Один промышленный гигант по объёму выпуска продукции можно сопоставить с суммарной производственной мощностью нескольких сотен и даже тысяч мелких предприятий. Поэтому рыночное хозяйство быстрее всего увеличивается за счёт абсолютного и относительного усиления роли крупных собственников.
) главный фронт сражения на рыночном поприще проходит между армиями продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия может уверенно выиграть сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. Выходит - как это ни покажется парадоксальным - победу в крупном конкурентном сражении может дать монополистическое объединение противоборствующих сил.
Значит, объективная логика развития рынка такова, что свободная конкуренция сама порождает монополию, то есть движение идёт от оного противоположного состояния рынка к совершенно другому.
Условия формирования института управления в сфере недвижимости (рынок жилья)
Развитие современной Российской государственности сопровождается
крупномасштабными преобразованиями отношений собственности. Названные изменения
обусловлены возникновением целого слоя частных собственников и появлением у них
в собственности знач ...
Теоретические основы социальной политики и механизмы её реализации в Республике Беларусь
Одна
из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита
населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике.
Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и
то ...