Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Клиент фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.
Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Беларусь в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство, и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.
Начало государственной политики в РБ в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 г. Первым государственным органом по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности и созданию нормальных условий конкуренции в РБ стал образованный в 1992 году Государственный комитет РБ по антимонопольной политике, преобразованный впоследствии в Министерство по антимонопольной политике.
Сегодня ответственность за нарушения антимонопольного законодательства предусматривается Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, Уголовным и Гражданским Кодексами Республики Беларусь. Контроль за исполнением антимонопольного законодательства на республиканском уровне осуществляется Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, на местном уровне - управлениями антимонопольной и ценовой политики
облисполкомов.
Антимонопольное регулирование включает:
1. контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, если эта деятельность может привести к ограничению конкуренции или причинить вред законным интересам других субъектов или потребителей;
. контроль за осуществлением соглашений или объединений хозяйствующих субъектов, если такие действия ведут к разделу товарного рынка, установлению монопольных цен, ограничению доступа на рынок новых контрагентов;
. контроль за реорганизацией, созданием и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках;
. государственный контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
. контроль за недопущением возникновения любых форм недобросовестной конкуренции, а также нарушения прав и законных интересов потребителей;
. контроль за принимаемыми актами государственными органами, если это ведет к ограничению конкуренции, создает дискриминационные условия деятельности для отдельных субъектов хозяйствования, а так же препятствует созданию новых субъектов хозяйствования в какой либо сфере деятельности или отдельным субъектам предоставляются необоснованные льготы.3
Министерство экономики, как уполномоченный орган государственного управления, на который возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции, формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.
По состоянию на 1 января 2011 года количество организаций - монополистов республиканского и местного уровней в Республике Беларусь составляет 738 организаций, в том числе:
Таблица 3 - Количество организаций - монополистов
Уровень реестра |
Количество предприятий, находящихся: |
Всего | |
в Реестре субъектов естественных монополий |
в Реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение | ||
Брестская обл. |
25 |
34 |
59 |
Витебская обл. |
35 |
68 |
103 |
Гомельская обл. |
24 |
46 |
70 |
Гродненская обл. |
23 |
71 |
94 |
г.Минск |
4 |
29 |
33 |
Минская обл. |
35 |
53 |
88 |
Могилевская обл. |
31 |
75 |
106 |
Областные |
177 |
376 |
553 |
Республиканский |
29 |
156 |
185 |
Всего в Реестрах |
206 |
532 |
738 |
Сущность воспроизводства общественного капитала
В экономической науке видное место занимает теория капитала.
Зачастую, на практике капитал предприятия рассматривается как нечто
производное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое
место, как правило, выносится непосре ...
Условия формирования института управления в сфере недвижимости (рынок жилья)
Развитие современной Российской государственности сопровождается
крупномасштабными преобразованиями отношений собственности. Названные изменения
обусловлены возникновением целого слоя частных собственников и появлением у них
в собственности знач ...