Особенности нынешней экономической ситуации, а также сложившихся в Казахстане традиций взаимоотношений экономики и общества позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы существенную часть заботы о поддержке науки и практической реализации ее результатов должно нести государство. Мировой опыт также подтверждает, что государственное регулирование в экономике в сложные периоды оказывается действенным инструментом аккумулирования, целесообразного расхода средств для построения рыночной инфраструктуры, ориентированной на использования конкурентных преимуществ страны. Государство в этот период должно также играть существенную роль в продвижении на мировой рынок результатов научно-технической деятельности, наукоемких товаров интеллектуальной деятельности и услуг.
Преодоление кризисного состояния научно-технической сферы Казахстана, стратегический замысел перевода экономики Казахстана на инновационный путь развития требуют дополнительной стратегии государства, направленной на максимальное использование национальных ресурсов в комбинации с использованием зарубежных инновационных технологий, управленческого опыта и финансовых средств. Нужен новый подход к оценке роли и места технологии в общественном прогрессе, формулированию и реализации ясных национальных целей. Лишь тогда можно будет реально добиться того, что политика государства в сфере науки и инновации станет приоритетным направлением его деятельности.
Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала по следующим направлениям [3, 17]:
реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники;
создание фонда имущества науки и инновации за счет объектов науки и инновации и не используемых по назначению;
разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования;
совершенствования механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;
разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инновации в топливно- энергетическом комплексе;
- создание в ФПГ наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты;
формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников ученных и специалистов;
образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность, ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;
формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментов и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий;
разработка предложений о внесении изменений в налоговое законодательство, обеспечивающих значимое повышение инновационной активности.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Анализ основных фондов
Актуальность
выбранной темы состоит в том, что производственно-хозяйственная деятельность
организаций обеспечивается не только за счет использования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов - средств труда и
ма ...
Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике
В
конце XX
столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к
рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое
условие развития предпринимательской деятельности.
Главной
особенностью рын ...