Организационная структура управления предприятием - это упорядоченная совокупность органов, управляющих его деятельностью и находящихся в определённой взаимосвязи и соподчинении. На неё существенное влияние оказывает отраслевая принадлежность предприятия, его объём и номенклатура производства, применяемые технологические процессы и уровень их механизации, специализации и комбинирования и многие другие факторы.
Каждое из структурных подразделений управляемой системы (предприятие, цех, участок) представляет собой звено производства. Совокупность ряда звеньев, находящихся на определённом уровне промышленного производства, образует ступень производства.
В организационной структуре управления предприятием находит своё отражение минимально необходимое количество ступеней и звеньев управления, взаимосвязанных между собой. Правильно построенная структура является экономичной и создаёт предпосылки для оперативности управления, взаимосогласованной работы всех структурных подразделений предприятия.
На предприятиях организационная структура формируется исходя из состава, содержания и трудоёмкости выполнения общих и специальных функций управления.
Для управленческой деятельности на предприятиях создаётся аппарат управления, подразделяемый на линейный (директор, начальник цеха, мастер) и функциональный (все остальные работники аппарата). Совокупность линейных и функциональных служб (отделов, исполнителей и т.д.) предприятия и образуют структуру управления. Схема организационной структуры аппарата управления предприятием имеет пирамидальную форму - содержит несколько уровней управления в порядке подчинённости. Иерархическое строение характерно как для линейного управления (директор - начальник цеха - мастер), так и для функционального (например, по функциям управления конструкторской подготовкой производства на машиностроительном предприятии: главный инженер - главный конструктор - начальник отдела - руководитель группы, проекта).
Иерархическое построение аппарата управления предприятием в порядке подчинённости, как и его структурных подразделений, взаимосвязано с масштабами управления (подчинённости, полномочий), централизацией и децентрализацией соответствующих функций.
От объёмов полномочий зависит степень централизации и децентрализации управления. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий или их сравнительно малым объёмом. Децентрализация управления предприятием (фирмой, компанией) является главной целью делегирования полномочий. Её необходимость возникает, когда размеры управления слишком велики, и сам процесс включает в себя передачу определённых функций нижестоящим руководителям (главным, ответственным исполнителям). При этом передаваться могут лишь полномочия, а старшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действия своих подчинённых.
Выделяют следующие элементы организационной структуры управления: состав функций управления, численность работников по каждой из них, профессионально-квалификационный состав работников аппарата управления и самостоятельных подразделений, количество уровней управления и распределение работников между ними, централизация (децентрализация) управления, информационные взаимосвязи. Необходимо также отметить, что структура управления предприятием в зависимости от наличия ступеней управления подразделяется на бесцеховую, цеховую, корпусную и филиальную.
При дальнейшем совершенствовании организационной структуры аппарата управления предприятием необходимо обращать внимание на важность всемерного повышения эффективности работы управленческого персонала, более чёткого разграничения прав и обязанностей между его органами, на необходимость упразднения излишних звеньев, устранения дублирования и параллелизма в работе, улучшения организации и технической оснащённости управленческого труда. На каждом предприятии необходимо добиваться оптимального соотношения работников, занятых в производстве и управлении, существенно упрощать и удешевлять аппарат управления, снижать расходы, связанные с его содержанием.
Организационная структура ОАО «Новый век» приведена в приложении 2 (Схема - Организационная структура ОАО «Новый век»).
Общая структура предприятия - комплекс производственных подразделений предприятия. Она характеризуется их количеством, взаимосвязью, соотношением объема выполняемых работ ( оказываемых услуг) численностью занятых работников, стоимостью средств труда , территориальным размещением и другими параметрами.
Под производственной структурой предприятия понимается состав входящих в него цехов, служб и других подразделений, формы связи между ними. Она находится в постоянной зависимости:
Анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров и пути их совершенствования (на примере центра Торговый комплекс БГЭУ)
хозяйственный
правовой поставка товар
Переход
к рыночной экономике обусловил создание нового хозяйственного механизма,
ориентированного на потребителя. Расширилась и укрепилась сфера действия
товарно-денежных отношений. Процессы формирования мно ...
Анализ стоимости участков земли, приносящих доход
Как правило, когда заходит речь об оценке земли, требуется определить
либо рыночную стоимость земельного участка, либо рыночную стоимость права
аренды земельного участка. Очевидно, что оценка объекта недвижимости, такого
как земельный участок, в ...

