Приоритетами КДР-2020 являются:
полное и надёжное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счёт рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны;
минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.
Главным средством решения поставленных задач является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений.
Основные механизмы государственного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса предусматривают:
меры по созданию рациональной рыночной среды (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в ТЭК);
повышение эффективности управления государственной собственностью;
введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение;
стимулирование и поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах.
При выборе эффективной модели функционирования нефтегазового сектора возникает проблема повышения его восприимчивости к новым технологиям и их комплексному и системному применению. Важен и вопрос появления таких технологий - разрабатывать их самим, если да, то какие и как; если заимствовать, то, как и в какой форме? Россия выбрала путь заимствований - несмотря на наличие множества разработанных российскими учеными и инженерами технологий и технических систем для их реализации, основные технологии, а также, как правило, наиболее критичные виды оборудования закупаются за рубежом.
Сырьевой сектор экономики имеет ряд особенностей, отличающих его от других отраслей. Во-первых, это высокая капиталоемкость проектов освоения и использования природных ресурсов, особенно стратегических (нефти, газа, урана, полиметаллов и пр.). Во-вторых, длительные сроки реализации проектов. В-третьих, усложнение техники и технологии поисков, разведки, освоения, добычи и переработки полезных ископаемых. В-четвертых, значительное влияние институциональных условий (нормы, правила и процедуры освоения минерально-сырьевых ресурсов и их последующего использования).
В настоящее время система недропользования в России ориентирована на предоставление прав пользования недрами, а не на их эффективное освоение. С одной стороны, условия пользования недрами должны учитывать особенности их освоения и специфику ситуации в нефтегазовом секторе и экономике страны в целом, а с другой - способствовать формированию горизонтальных связей с остальной экономикой.
Необходим комплекс мер стимулирующего характера по привлечению частных инвестиций в сферу воспроизводства ресурсной базы и освоения недр. По мере ухудшения экономической ситуации и условий освоения недр в большинстве стран институциональный режим недропользования становится более либеральным. В России же доступ к недрам усложняется и все больше бюрократизируется, например, введение в практику понятия «стратегическое месторождение» (в итоге около 70% ресурсной базы добычи нефти оказалось отнесено к данной категории), а также лицензирование доступа к недрам на основе программ. Такие меры создают серьезные барьеры для малых и средних независимых и инновационных компаний и усугубляют действие отмеченных выше негативных факторов.
С точки зрения создания системы горизонтальных связей очень важно сформировать эффективный специализированный сервисный сектор. Объем услуг и работ, выполняемых сервисными компаниями, превышает 15 млрд. долл. в год. В то же время инновационные компании (имеющие уникальный опыт и технологии) не могут попасть на рынки соответствующих видов работ из-за исторического закрепления последних за сервисными подразделениями крупных вертикально интегрированных компаний (около 60% рынка сервисных работ в нефтяной отрасли страны).
Эффективность использования оборотных средств на предприятии и пути ее повышения
Непременным
условием для осуществления предприятием хозяйственной деятельности является
наличие оборотных средств (оборотного капитала).
От
состояния оборотных капитала зависит успешное осуществление производственного
цикла предприятия, иб ...
Статистический анализ рыночной ориентации регионов в Российской Федерации
статистика экономическая рыночная регион
Актуальность темы работы связана с тем, что
формирование рыночных отношений и становление федеративных основ РФ повышают
роль регионов как хозяйствующих субъектов, участвующих в экономических
процессах на ...