б) регионы-интроверты, ориентированные на внутренний рынок и низкий платежеспособный спрос.
Одной из наиболее важных общих функций региональной экономики является функция регионального управления, главной задачей которой является воспроизводство региона как социально-экономической системы. Регион как система (по теории социальных систем Т. Парсонса) имеет в этом смысле четыре функции: адаптивную, целедостигающую, интегративную и функцию регулирования скрытых направлений системы. Поэтому их реализация механизмами регионального управления осуществляется посредством планирования, организации, учета, контроля и регулирования.
К частным функциям региональной экономики следует отнести ее хозяйственную функцию, которая своим воздействием должна обеспечить достижение устойчивого экономического роста, эффективное использование производственного и научного потенциала, создание в регионе необходимой рыночной конъюнктуры и конкуренции, а также его инвестиционной привлекательности.
Демографическая функция региональной экономики включает обеспечение полной занятости населения, активизацию социальных факторов, влияющих на естественный прирост, воспроизводство населения и формирование трудового потенциала региона.
В экологическую функцию региональной экономики входит решение проблем, связанных с утилизацией отходов, снижением материалоемкости производства, очисткой сточных вод и т.д. Целью функции экологизации производства является согласование естественных воспроизводственных циклов биосферы и экономических циклов регионального воспроизводства. Значение совершенствования качества окружающей среды обусловлено еще и тем, что от него зависит как качество жизни, так и качество населения (в первую очередь его здоровье). (23, С.88)
К социально-бытовой функции региональной экономики можно отнести жилищное строительство.
Степень эффективного выполнения регионами своих явных функций зависит от ряда факторов, к числу таких факторов следует отнести: уровень развития народнохозяйственного комплекса региона; степень обеспеченности трудовыми ресурсами и уровень их квалификации; уникальные свойства региона, имеющие ценность в масштабах страны и по общемировым меркам (например, запасы янтаря в Калининградской области, историко-музейные элементы "Золотого кольца" во Владимирской области и т.п.); степень обеспеченности региона ресурсами; социально-политическая стабильность в регионе; геополитическое положение региона.
Перечисленные факторы достигаются по средствам использования инструментов маркетинга и не только определяют эффективность выполнения функций региональной экономики, но и обеспечивают ее нормальное воспроизводство.
Одним из инструментов маркетинга является товарная политика, цель которой определяется в содействии развитию на территории отраслей и предприятий, в наибольшей степени обеспечивающих социально-экономическое развитие региона, рост, уровня и качества жизни населения. Достижение поставленной цели должно предполагать решение следующих задач:
· обоснование отраслевой специализации региона, формирование рациональной отраслевой структуры экономики;
· активизация инновационной деятельности; увеличение доли импортозамещающей продукции.
Специализация как объективная закономерность развития общественного производства в данный конкретный период времени, главным образом, зависит от наличия в регионе тех или иных ресурсов, совокупности условий и факторов, обусловливающих целесообразность ведения определенных видов предпринимательской деятельности.
Таким образом, специализация регионов и сопутствующее ей территориальное разделение труда являются следствием влияния факторов маркетинговой среды: природных, социально-демографических, научно-технических, экологических, экономических и пр. Изменение факторов маркетинговой среды неизбежно сказывается на изменениях в специализации регионов. Поэтому специализация регионов не является статичной.
Для отраслей промышленности и сельского хозяйства можно выделить факторы, особо влияющие на выбор специализации региона. Так, например, можно выделить отрасли, развитие которых определяется, в первую очередь, природными факторами. Это отрасли, тяготеющие к источникам сырья. К ним относятся все отрасли сельского хозяйства, отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности: нефтяная, угольная, газовая, добыча железных руд и руд цветных металлов и др.
Социально-демографические факторы играют первостепенную роль в развитии предприятий, ориентирующихся на потребности населения. Это относится к ряду предприятий, производящих продукты питания (хлебобулочные изделия, молочные изделия и пр.) и непродовольственные товары (швейные изделия, трикотажные изделия, обувь и пр.).
Анализ стоимости участков земли, приносящих доход
Как правило, когда заходит речь об оценке земли, требуется определить
либо рыночную стоимость земельного участка, либо рыночную стоимость права
аренды земельного участка. Очевидно, что оценка объекта недвижимости, такого
как земельный участок, в ...
Теория потребительского поведения предельная полезность, кривые безразличия
В
процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться
от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм
в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои
потребности ...