Для участников рынка, равно как и для инвесторов, важна оценка как непосредственно стоимости всей компании, так и справедливой стоимости ее акций, поскольку для многих участников рынка конечной целью является именно определение цены акций оцениваемой компании. Справедливая стоимость акций - это стоимость, формируемая под влиянием внутренних характеристик эмитента, а именно фактического состояния его бизнеса, а также ожиданий относительно перспектив его развития. В стандартном варианте она рассчитывается, как частное между справедливой стоимостью компании и количеством ее акций, обращающихся на рынке.
Справедливая стоимость акций - величина спорная в силу значительных различий в ее понимании. Ряд специалистов полагают, что только рыночные цены являются истинно справедливыми, поскольку складываются согласно механизму «спроса-предложения» и с учетом влияния на механизм рынка всех внешних факторов, в то время как любые оценки внутренней стоимости акций неадекватны, поскольку их расчеты могут не включать в себя различные риски и факторы риска, к примеру, психологические, политические и экономические - в зависимости от методики оценки. С другой стороны, существует предположение о том, что рыночная цена акции должна со временем прийти к своей реальной стоимости, поэтому недооцененные рынком бумаги надо покупать, а переоцененные - продавать.
Как уже упоминалось выше, справедливая стоимость компании - величина не постоянная, она меняется во времени в зависимости от факторов, на нее влияющих. Кроме того, на результирующую величину, получаемую в ходе оценки, влияет выбранная методика. Далее в работе будет рассмотрен ряд таких методик, а также обоснование выбора автора данной работы в пользу одной из них.
Сложившаяся практика оценки стоимости компании предполагает использование одного из трех подходов: затратного, доходного или сравнительного. Выбор между различными подходами осуществляется в зависимости от целей оценки, от имеющейся в наличии и свободном доступе информации, на основе которой может быть осуществлена оценка, а также в зависимости от необходимой точности результатов оценки. Для выбора оптимального метода оценки компании рассмотрим различия между тремя данными подходами.
Затратный подход к оценке бизнеса предполагает расстановку акцентов в пользу имеющихся в наличии активов. В Федеральных Стандартах оценки затратному подходу дается следующее определение: «Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки». В зависимости от метода затратного подхода оценка осуществляется либо по исторической стоимости, либо по стоимости повторного создания тех или иных активов, которые имеются в наличии у компании. Здесь следует отметить, что для целей оценки затратным подходом необходим доступ как к ретроспективной информации, так и к внутренней информации компании в целом. Иными словами, осуществимость данного подхода с точки зрения независимого оценщика, не имеющего доступа к данной информации, значительно снижается. Разумеется, если говорить об открытых компаниях, информация, как правило, публикуется, однако метод предоставления информации в виде бухгалтерской отчетности и различных презентаций для инвесторов не предполагает ее структурирование для оценки затратным подходом. С точки зрения автора работы для стороннего оценщика данный подход к оценке даст недостоверные результаты с учетом имеющейся в наличии открытой информации. Однако подход имеет смысл только при возможности контактирования с компанией или ее представителями напрямую, что возможно только в случае согласия последней предоставить оценщику необходимую для расчетов информацию.
Стратегическое развитие ОАО Газпром
Крупнейшая в России, а также одна из крупнейших в мире,
компания по переработке и сбыту углеводородов является компания
"Газпром". Компания является открытым акционерным обществом, это означает,
что уставный капитал разделён на определ ...
Статистический анализ показателей оплаты труда на предприятии
Тема статистического анализа показателей оплаты труда
является актуальной в современных условиях хозяйствования, поскольку уровень
расходов на оплату труда определяет результаты производственно-хозяйственной
деятельности организации.
Целью д ...