Для участников рынка, равно как и для инвесторов, важна оценка как непосредственно стоимости всей компании, так и справедливой стоимости ее акций, поскольку для многих участников рынка конечной целью является именно определение цены акций оцениваемой компании. Справедливая стоимость акций - это стоимость, формируемая под влиянием внутренних характеристик эмитента, а именно фактического состояния его бизнеса, а также ожиданий относительно перспектив его развития. В стандартном варианте она рассчитывается, как частное между справедливой стоимостью компании и количеством ее акций, обращающихся на рынке.
Справедливая стоимость акций - величина спорная в силу значительных различий в ее понимании. Ряд специалистов полагают, что только рыночные цены являются истинно справедливыми, поскольку складываются согласно механизму «спроса-предложения» и с учетом влияния на механизм рынка всех внешних факторов, в то время как любые оценки внутренней стоимости акций неадекватны, поскольку их расчеты могут не включать в себя различные риски и факторы риска, к примеру, психологические, политические и экономические - в зависимости от методики оценки. С другой стороны, существует предположение о том, что рыночная цена акции должна со временем прийти к своей реальной стоимости, поэтому недооцененные рынком бумаги надо покупать, а переоцененные - продавать.
Как уже упоминалось выше, справедливая стоимость компании - величина не постоянная, она меняется во времени в зависимости от факторов, на нее влияющих. Кроме того, на результирующую величину, получаемую в ходе оценки, влияет выбранная методика. Далее в работе будет рассмотрен ряд таких методик, а также обоснование выбора автора данной работы в пользу одной из них.
Сложившаяся практика оценки стоимости компании предполагает использование одного из трех подходов: затратного, доходного или сравнительного. Выбор между различными подходами осуществляется в зависимости от целей оценки, от имеющейся в наличии и свободном доступе информации, на основе которой может быть осуществлена оценка, а также в зависимости от необходимой точности результатов оценки. Для выбора оптимального метода оценки компании рассмотрим различия между тремя данными подходами.
Затратный подход к оценке бизнеса предполагает расстановку акцентов в пользу имеющихся в наличии активов. В Федеральных Стандартах оценки затратному подходу дается следующее определение: «Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки». В зависимости от метода затратного подхода оценка осуществляется либо по исторической стоимости, либо по стоимости повторного создания тех или иных активов, которые имеются в наличии у компании. Здесь следует отметить, что для целей оценки затратным подходом необходим доступ как к ретроспективной информации, так и к внутренней информации компании в целом. Иными словами, осуществимость данного подхода с точки зрения независимого оценщика, не имеющего доступа к данной информации, значительно снижается. Разумеется, если говорить об открытых компаниях, информация, как правило, публикуется, однако метод предоставления информации в виде бухгалтерской отчетности и различных презентаций для инвесторов не предполагает ее структурирование для оценки затратным подходом. С точки зрения автора работы для стороннего оценщика данный подход к оценке даст недостоверные результаты с учетом имеющейся в наличии открытой информации. Однако подход имеет смысл только при возможности контактирования с компанией или ее представителями напрямую, что возможно только в случае согласия последней предоставить оценщику необходимую для расчетов информацию.
Статистика рынка труда, занятости и безработицы
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу
как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство
реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа
НТР, когда налицо прямая ...
Стратегическое развитие ОАО Газпром
Крупнейшая в России, а также одна из крупнейших в мире,
компания по переработке и сбыту углеводородов является компания
"Газпром". Компания является открытым акционерным обществом, это означает,
что уставный капитал разделён на определ ...