Для перевозок грузов, пассажиров, нормальной работы многочисленных организаций железная дорога должна располагать необходимыми основными средствами, рационально их использовать, своевременно пополнять и заменять.
Эффективное использование основных средств в перевозочном процессе, которое и должно быть установлено в ходе анализа, способствует снижению стоимости транспортных услуг, повышает конкурентоспособность железной дороги на рынке транспортных услуг.
Для успешной реализации поставленной цели в ходе анализа должен быть решен ряд задач (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 - Задачи анализа основных средств
Последовательность осуществления анализа состояния и эффективности использования основных средств приведена на рисунке 1.5.
Источники данных для анализа:
ü План экономического и социального развития;
ü «Баланс» (форма №1);
ü «Приложение к балансу» (форма№5);
ü «Отчёт о наличии и движении основных средств и других нефинансовых активов» (форма №11);
ü «Баланс производственной мощности» (форма БМ);
ü данные о переоценке основных средств (форма №1 - переоценка);
ü «Отчет о выполнении плана ввода в действие объектов основных фондов и использовании капитальных вложений»;
ü инвентарные карточки учета основных средств;
ü данные инвентаризаций основных средств и другие источники информации. [2, стр. 222-242]
Рисунок 1.5 - Этапы анализа состояния и эффективности использования основных средств
На первом этапе проводится анализ обеспеченности железной дороги основными средствами. При проведении анализа обеспеченности, прежде всего, необходимо оценить достаточность у железной дороги основных средств, их наличие, динамику, состав, структуру.
Поэтому анализ необходимо начинать с оценки изменения основных средств во времени в целом и по их составу. Для этого строится таблица динамики стоимости основных средств за ряд лет. В качестве показателей данной таблицы будет использоваться принятая в бухгалтерском учете классификация основных средств по группам, а именно: здания, сооружения, передаточные устройства, земляное полотно, верхнее строение пути, машины и оборудование, транспортные средства и прочее. На основании данной таблицы оценивается изменение стоимости основных средств в целом и по группам, а также дается оценка структурных изменений, произошедших в составе основных средств.
Далее строится аналогичная таблица для анализа основных средств в зависимости от функционального назначения. Согласно данной классификации все основные средства делятся на две большие группы:
) производственные;
) непроизводственные.
Для оценки технического уровня развития производства и его анализа используется ряд показателей структуры основных средств (таблица 1.3).
Сравнение территориально-отраслевой структуры хозяйства Москвы и Санкт-Петербурга
Общественная и экономическая деятельность нуждается в
территориальной организованности, что обеспечивается функциональными связями
между поселениями разного ранга, типа и территориального влияния. Характер этих
связей говорит о функциях и роли р ...
Анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров и пути их совершенствования (на примере центра Торговый комплекс БГЭУ)
хозяйственный
правовой поставка товар
Переход
к рыночной экономике обусловил создание нового хозяйственного механизма,
ориентированного на потребителя. Расширилась и укрепилась сфера действия
товарно-денежных отношений. Процессы формирования мно ...